Тема

Re[4]: [ruscoins] Жетоны

Дата

10.11.02 22:10

От кого

Yuri Kulvelis <Yura@JK10656.spb.edu>

           

Кому

Stanislav <ruscoins@yahoogroups.com>

 

Привет!

Спасибо за ответ. Я уже почти нашел автора, оказалось, что мы с ним
живем в одном городе.
Но остались еще неясные моменты. В газете "Миниатюра", №22, 1994г.,
была опубликована статья М. Глейзера. Текст ее я приведу в конце
письма. Там тоже описан этот жетон, с круглым отверстием как ходивший
в 1935 году, но есть сомнения в этом. Во-первых, на жетоне есть
надпись "Моссовет", значит метрополитен должен был в то время
подчиняться ему. Вот хроника подчинения метрополитена:

   10.1934 создано Управление Метрополитена (в НКПС?), которое после
           завершения строительства должно быть передано в Моссовет.
 4.11.1937 Метрополитен передан в Моссовет
   07.1939 Метрополитен передан в НКПС
 1.01.1955 Метрополитен передан в Моссовет
21.05.1975 Метрополитен передан в МПС
 3.01.1992 Метрополитен передан в муниципальную собственность

То есть Моссовету метрополитен подчинялся в 1937-39 гг и 1955-72. Об
опытных турникетах 1937-39 годов данных нет, вероятно, что в это время
турникетов не было. А в 1955 года метрополитену присвоено имя Ленина,
его бы обязательно выбили на жетонах. Позже - в 1958 или 1959 введены
такие жетоны и установлены турникеты. Они проходили до 1961 года,
когда метро перевели на пятачки.
Об турникетах 1935 года известно достоверно (есть фотографии), также
известно об установке опытных турникетов в 1952 году на станции
"Красные Ворота" и в 1955-56 на "Ботаническом Саде". Для них тоже
должны быть начеканены свои жетоны. Еще мне говорили, что жетоны с
круглой дыркой по стилю напоминают жетоны Министерства торговли 1956
года. Я сам с такими жетонами не знаком.

Теперь - статья.

В середине тридцатых годов в США оплата проезда в метро
осуществлялась либо монетами, в Нью-Йорке - пятицентовыми, в Бостоне
- десятицентовиками (даймами), либо специальными жетонами как в
Филадельфии. В "Двенадцати стульях" И. Ильф и Е. Петров упоминали - "в
лучших домах Филадельфии". Возможно поэтому в Советском Союзе для
оплаты проезда в метро решили не чеканить пятидесятикопеечную монету
(хотя известны обрацы 50 копеек 1941 года, т. е. значительно позже),
т. к. стоимость проезда предполагалось установить в 50 копеек, а
изготовить специальные жетоны.
Первый жетон метрополитена в СССР выработали в 1935 году в связи с
предстоящим вводом в эксплуатацию первого в стране московского метро
имени Л. М. Кагановича. В марте того года коллектив трудящихся
Ленинградского Монетного двора получил срочное правительственное
задание отчеканить 3 миллиона экземпляров жетонов для оплаты проезда
пассажиров. Чтобы жетоны метро нельзя было спутать с монетами, решено
было изготавливать их с круглыми отверстиями в центре кружка.
Оборудование завода не было приспособлено к выработке изделий такого
рода. Сначала приходилось штамповать изображение на кружке, а затем
выполнять вторую операцию прокалывать отверстие в отштампованном
жетоне. Поэтому на 20 марта было изготовлено всего 150 тысяч таких
жетонов, т. е. двадцатая часть заказа. Заместитель главного механика
предприятия К. К. Абарович предложил штамп двойного действия, который
делал жетоны одновременно с прокалыва-нием отверстий.
Для применения жетонов были сконструированы и изготовлены жетонные
автоматы - турникеты двух систем: С. М. Лано и Л. И. Левоньяна.
Предварительная проба показала преимущество турникетов системы 
Л. И. Левоньяна и для всех 13 станций первой очереди метро
предполагалось изготовить 150 же-тонных автоматов. На станции
"Красносельская"   14   июля 1935 года началось испытание турникетов.
Жетоны для них выдавались вместе с проездными билетами. Однако
испытание двух турникетов, продолжавшееся два дня, дало
неудовлетворительный результат. Жетоны отправили на переплавку в город
Куйбышев на металлургический завод.
По предварительным расчетам, экономия от замены обслуживающего
персонала жетонными автоматами на первой очереди московского метро
могла выразиться в сумме 200 тысяч рублей в год. Стоимость проезда
установили: с 15 мая 1935 года - дня начала нормальной эксплуатации в
50 копеек, затем с 1 августа - в 40 копеек, а с 1 октяб-ря - в 30
копеек за одну поездку.
Сколько первых жетонов могло сохраниться к настоящему времени? В
Москве они могли остаться лишь у пассажиров, купивших вечером 15 июля
два жетона с расчетом использовать второй жетон на следующий дань.
Нумизматов же в столице в те годы было не более 20-30 человек, да и
вряд ли они кинулись немедленно приобретать жетоны. А вот в Куйбышеве
при переплавке можно было взять на память пригоршню жетонов. Примерно
за 30 лет коллекционирования мне встретилось в продаже и обмене не
более 6-7 жетонов, причем все они, по словам коллекционеров, имели
куйбышевское происхождение, Ценились первые жетоны московского метро в
шестидесятые годы на уровне 1 копейки 1925 года, т. е. очень высоко.
Поэтому я полагаю, что до наших дней дошло не более 60-70 жетонов.
Говорят, что существует несколько жетонов московского метро из
медно-никелевого сплава белого цвета. Если это так, то это,
 вероятно, пробные жетоны.
Сейчас в некоторых статьях ростовский нумизмат В. А. Назаров пишет о
жетоне московского метро 1935 года с выдавленной звездочкой вместо
круглого отверстия. Его утверждения необоснованны, так как в том году
жетоны чеканились только с круглым отверстием, ибо жетонные автоматы
выполнялись под применение круглых отверстий.
Далее жетоны метро изготавливались, невидимому, в 1954 году в
предвидении предстоящего пуска второго в стране ленинградского метро,
которому было присвоено имя В. И. Ленина.
В пятидесятые годы на Ленинградском Монетном дворе некоторая часть
продукции зашифровывалась словами "изделия" с номерами: в 1953 году
произвели изделий 863 - 30 тысяч штук, изделий 865 - 70 тысяч штук и т.
д.
После обмена денег 1961 года роль жетонов для всех метро в стране
стал исполнять обыкновенный пятачок.
В 1992 году стоимость поездки в метро начала непрерывно увеличиваться
и было решено снова ввести в действие специальные жетоны для проезда,
что позволяет использовать жетонные автоматы без каких либо переделок
при изменении, т. е. повышении стоимости проезда.
Жетоны теперь вырабатываются не только на Московском и Петербургском
Монетных дворах, но и на многих предприятиях, располагающих
мало-мальски пригодным оборудованием для вырубки кружков и вытеснения
на них каких-либо надписей. Поскольку цена металла стала высокой, в
ряде мест обратились к пластмассе, как более дешевому материалу.
В таблице приводятся данные о жетонах метро, выпущенных в период
1935-1994 годов.

Отсканенную таблицу я приложил к письму.

Напоследок, на сайте Артемия Лебедева есть такой текст:
http://www.metro.ru/fare/tokens/
Первые турникеты появились уже в 1935 г. на станции Дворец Советов (или
Библиотека им. Ленина?). Тогда в кассе нужно было купить металлический
(латунный) жетон, опустить его в прорезь и потом вручную открыть
турникет. Было это не очень удобно, и вскоре (в 1936-37г.?) эти
турникеты
сняли. Жетоны были размером примерно с тогдашний пятак, с двумя
продольными
направляющими пазами (если у вас вдруг есть такой жетон - пришлите,
пожалуйста, его (или хотя бы изображение) для коллекции.)

Упоминания о таких жетонах я больше нигде не видел.

 -- 
Best regards,
 Юра Кульвелис
mailto:Yura@JK10656.spb.edu
y2001k@mail.ru
http://coins2001.narod.ru/



Hosted by uCoz