СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ШТЕМПЕЛЕЙ РЕВЕРСОВ 20-КОПЕЕЧНЫХ МОНЕТ 1935-1946 гг.

 

Я надеюсь, не только мне приходила в голову мысль о том, что не худо было бы провести анализ вариантов типов штемпелей не только для аверсов монет советского регулярного чекана, но и для их реверсов. Но, мысли – мыслями, а каких-либо статей на эту тему до сих пор написано почему-то не было.

Конечно, наличие на реверсах цифр даты, меняющихся ежегодно, дает основание считать, что каждый год рождался на свет новый вариант штемпеля. Поэтому, вроде бы, и нет нужды сравнивать между собой реверсы монет разных лет, так как это не имеет практической значимости для составителей каталогов и коллекционеров. Это все, конечно, так, но с точки зрения коллекционера-практика. А вот с точки зрения тех, кто интересуется еще и вопросами истории монетной чеканки и ее технологии, освещение этих вопросов, мне думается, будет весьма полезным. К тому же в некоторых случаях результаты подобных исследований позволят внести корректирующие поправки в существующие каталоги, отражающие хронологическую последовательность появления на свет не только вариантов типов штемпелей аверсов, но и штемпелей реверсов монет советского чекана.

При внимательном взгляде на монеты легко заметить, что очень часто многие элементы изображения на их реверсах из года в год практически в точности повторяются в деталях. А потому можно, как и в случае аверсов, говорить об использовании единых моделей для изготовления штемпелей реверсов монет не одного какого-либо года, а для монет ряда лет. В качестве примера хочу предложить рассмотреть для начала реверсы 20-копеечных монет 1935-1946 годов, хотя описанные ниже тенденции характерны, по большей части, для монет всех номиналов и всех временных отрезков.

Новый тип реверса 20-копеечной монеты появился на свет, как известно, в 1935 году. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что до 1939 года включительно реверсы всех монет в общих деталях рисунка практически были одинаковыми, кроме расположения цифр даты. Это дает основание считать, что в результате пантографирования модели получали не сразу первичный маточник, а некий первичный мастер-штамп, не содержавший изображения цифр даты. Этот мастер-штамп использовали затем для изготовления образцового штемпеля, на котором недостающие цифры даты набивались с помощью пуансонов.

Сравнение размеров изображения на реверсах монет первых пяти лет рассматриваемого периода показало, что модель 1935 года пантографировали, по крайней мере, трижды – в 1935, 1936 и 1937 годах. Размеры каждый раз получались разные. По сравнению с мастер-штампом 1935 года, размеры изображения на мастер-штампе 1936 года получились чуть меньше, а на мастер-штампе 1937 года – заметно больше. Этот факт иллюстрируется на приведенных ниже сканах.

В 1938 и 1939 годах размеры изображения на реверсах были такими же, как в 1937 году (см. прилагаемые сканы). Это дает основание предположить, что в эти годы модель заново не пантографировали, а для изготовления образцовых штемпелей использовался мастер-штамп 1937 года. Кроме набивки цифр даты при изготовлении образцовых штемпелей производились и небольшие подгравировки деталей изображения, в частности подгравировывались каждый раз по-своему прожилки в дубовых листьях.

Эта линия, видимо, была продолжена и далее, и та же модель 1935 года была использована для изготовления штемпелей в последующие два года. Единственным непонятным моментом является то, каким образом при сохранении практически всех элементов изображения такими же, как в первые пять лет, на мастер-штампе 1940 года удалось существенно поменять рисунок нижнего среза на левой дубовой ветке? Он стал длиннее, и на нем появилась прорезь. То же можно сказать и о мастер-штампе 1941 года, только конфигурация нижнего среза этой ветки стала несколько иной. То, что это были новые мастер-штампы, не вызывает сомнений, поскольку размеры изображения на них отличаются, как друг от друга, так и от размеров всех прошлых мастер-штампов. Похоже, что модель в эти годы еще дважды пантографировали, а вот конфигурацию среза ветки подгравировывали уже на образцовых штемпелях. Зачем? У меня есть только одна правдоподобная версия для объяснения этих действий граверов. По-видимому, к 1940 году модель, изготовленная пять лет назад, получила повреждение этой ветки в районе среза, и поэтому мастер-штампы тоже получались с изъянами, которые и «лечили» подгравировкой образцовых штемпелей. Сказанное выше я проиллюстрировал следующим сканом.

Таким образом, можно предположить, что в довоенный период для изготовления мастер-штампов 20-копеечных реверсов использовалась одна и та же модель, а все незначительные отличия возникли в результате ручной набивки недостающих элементов изображения и подгравировки образцовых штемпелей.

 

В интересах дальнейшего изложения следует обратиться к некоторым скудным историческим данным, связанным с чеканкой монет в СССР в период Великой Отечественной войны, опубликованным в различных источниках. Доступа к архивам монетного двора я не имею, поэтому попробую опереться на то, что опубликовано.

Итак, что нам известно?

 

  1. Примерно с августа 1941 года Ленинградский монетный двор (ЛМД) перестал чеканить монеты, и в течение непродолжительного времени все необходимое оборудование и небольшой коллектив работников были эвакуированы в город Краснокамск Пермской области, где на производственных площадях бумажной фабрики Гознака было восстановлено производство продукции монетного двора.
  2. А.А.Щелоков пишет, что монеты в Краснокамске начали чеканить с 3-го квартала 1942 года. Если это принять за отправную точку, то можно сделать вывод о том, что отчеканенные в 1941 году монеты относятся, по-видимому, к довоенному производству, и чеканили их в Ленинграде, а монеты 1942 года и, по крайней мере, двух последующих лет точно чеканились в Краснокамске.
  3. После снятия блокады Ленинграда в 1944 году в городе начали постепенно восстанавливать производственные мощности ЛМД, и, возможно, что часть тиража монет 1944 – 1945 г.г. чеканилась в Ленинграде. Какая часть, и каких монет, утвердительно сказать затруднительно. В заметке «Схемы переходов штемпелей советских монет регулярного чека 1937-1946 гг.», опубликованной в журнале «Петербургский коллекционер» №1 за 2008 год, Никита Моисеенко привел таблицу, в которой указано, какие монеты, по его мнению, чеканились в указанные годы в Ленинграде, а какие в Краснокамске. Но источник информации при этом остался вне изложения. Поэтому, мне думается, к этой информации следует относиться как к одной из версий.  Существуют, правда, косвенные признаки, по которым можно судить, что в это время монеты параллельно чеканились и в Краснокамске, и в Ленинграде. Об этих признаках однажды написал Игорь Иванов в письме Роману Мирошниченко, которое тот переслал всем подписчикам рассылки конференции RUSCOINS. Этот вывод Игорь связал тогда с тем, что ряд номиналов монет, датированных 1944 и 1945 годами и имеющих штемпельные разновидности сторон, четко разделяется на группы, в которых существуют только определенные пары разновидностей штемпелей аверса и реверса, а в других сочетаниях эти разновидности не известны. Например, 20-копеечные монеты 1945 года известны только в таких сочетаниях: шт.1.12 – шт.А и шт.1.21 – шт.Б. Если предположить, что одна пара штемпелей применялась в 1945 году в Краснокамске, а другая в Ленинграде, то становится понятно, почему никто еще не видел монеты с иными сочетаниями штемпелей. Это, конечно, не факт, но информация, заслуживающая внимания.
  4. В 1946 году монетное производство окончательно перебралось назад в Ленинград, и Краснокамский монетный двор прекратил свое существование.

 

Возвращаясь из этого исторического экскурса к реверсам 20-копеечных монет, можно с некоторой долей уверенности заключить, что в Краснокамске испорченную модель 1935 года либо вообще не использовали и вылепили две новые модели, либо сделали ее копии и уже на них произвели восстановительные доработки. Какая из этих двух версий имела место быть на самом деле, утвердительно сказать нельзя, поскольку для этого нет никаких документальных подтверждений.

В пользу версии об изготовлении в 1942 году новой модели реверса для 20-копеечной монеты говорит то, что она получилась с существенными отличиями во множестве деталей изображения (конфигурация дубовых листьев, иная форма и размеры желудей, небольшие отличия в начертании цифры «2» в номинале и др.). В результате пантографирования этой новой модели был изготовлен новый мастер-штамп для варианта шт.Б 1942 года (здесь и далее обозначение вариантов штемпелей приводится по каталогу А.И.Федорина).

 

 

Единственно, что меня смущает в этой версии и не дает возможности принять ее на все 100%, так это то, что на этой новой модели 1942 года практически в точности были сохранены все пропорции в изображении, которые присутствовали и на модели 1935 года. Модели практически подобны друг другу, а изменения касаются только мелких деталей изображения. Обычно, если осуществляется новая лепка даже тем же самым скульптором, то он не в состоянии в точности соблюсти пропорции, и отдельные части изображения получают пусть и не большие, но уловимые смещения относительно других частей изображения. А тут таких смещений нет. Цифры и буквы в номинале расположены точно так же по отношению к другим элементам изображения, как и на модели 1935 года. Форма желудей и их размеры изменились, но их расположение по отношению друг к другу и к другим элементам изображения осталось неизменным. И т.д. Такое впечатление, что старую модель взяли за основу, сделали с нее копию и изменения вносили на этой копии модели: кое-что подрезали, кое-где подлепили, но иначе, чем было. Основа осталась прежней, а по мелочи внесено много правок, которые в совокупности и дали совсем иную картинку.

Как бы то ни было, и каким бы способом не была изготовлена новая модель, речь, по-видимому, все-таки нужно вести именно о новой модели, проявившейся в варианте шт.Б 1942 года, который использовали для чеканки ограниченной части тиража. Ограниченность тиража этого варианта монеты, наверное, можно объяснить тем, что чеканить их начали уже в конце года, и монет этого варианта физически было мало отчеканено. Почему эту модель не использовали в последующие годы, не понятно. Видимо, что-то случилось с самой моделью и с мастер-штампом с нее сразу после их использования в 1942 году.

Параллельно с изготовлением новой или восстановительной доработкой старой модели в Краснокамске для чеканки основной части тиража монет 1942 года применялись штемпели, полученные, по-видимому, с использованием мастер-штампа 1937 года, эвакуированного из Ленинграда. С его помощью были изготовлены образцовые штемпели для варианта шт.А 1942 года, а годом позже и для варианта шт.А 1943 года. Еще раз такие же элементы изображения проявились в варианте шт.А 1945 года. В пользу такого предположения, кроме совпадения элементов изображения, говорят еще и их одинаковые размеры (см. иллюстрацию на сканах).

 

 

В 1943 году в Краснокамске, отказавшись по не известной причине от дальнейшего использования модели 1942 года, изготовили еще один вариант модели. Все, что выше говорилось о двух версиях возможного появления на свет модели 1942 года, в полной мере относится и к этой третьей по счету модели, появившейся в 1943 году.

С ее использованием, мне думается, в Краснокамске изготовили мастер-штамп и оттиснули им ряд образцовых штемпелей, которые затем доработали до вариантов шт.В 1943 года и штемпеля 1944 года.

Варианты шт.Б* и Б**, мне думается, также получили начало от этой серии образцовых штемпелей, только для их изготовления использовались образцовые штемпели с чрезмерно подшлифованной торцевой поверхностью. В результате исчезли полностью или частично изменились некоторые элементы изображения (ямка в срезе ветки слева, нижний лист справа и др.).

В 1945 году с этой модели сделали (скорее всего, уже после возвращения в Ленинград) еще один мастер-штамп и изготовили образцовые штемпели для вариантов шт.Б 1945 года и штемпеля 1946 года. Но модель, по-видимому, оказалась к тому времени с небольшими повреждениями. В частности, оказался поврежденным нижний срез у ветки слева, а также чашечка у правого желудя. При пантографировании размеры изображения оказались примерно такими же, как на мастер-штампе 1943 года, а результаты исправления изъянов проявились в небольших отличиях шт.Б 1945 г. и штемпеля 1946 г. именно в этих элементах изображения.

 

 

Подытоживая сказанное, перечислю варианты использованных моделей реверсов для 20-копеечных монет и полученных от них штемпелей реверсов в разные годы рассматриваемого периода.

 

Вариант 1 – модель 1935 года.

Пантографировалась, предположительно, пять раз:

- в 1935 году, и был изготовлен шт. 1935 года;

- в 1936 году, и был изготовлен шт. 1936 года;

- в 1937 году, и с использованием полученного мастер-штампа в Ленинграде в довоенное время изготавливались штемпели 1937, 1938, 1939 годов. После эвакуации в Краснокамск этот же мастер-штамп использовали для изготовления шт 1942 г. и шт.А 1943 г., а также  шт.А 1945 года. О чеканке монет 1945 года с этим вариантом штемпеля в Краснокамске косвенно свидетельствует то, что такие монеты известны только со шт.1.12 на аверсе, который появился именно в этом городе и использовался до этого при чеканке части тиража монет 1943 года;

- в 1940 году, и после исправления некоторых изъянов модели на образцовом штемпеле был изготовлен шт. 1940 года;

- в 1941 году, и после исправления некоторых изъянов модели на образцовом штемпеле был изготовлен шт. 1941 года.

 

Вариант 2 – модель 1942 года.

С ее использованием был изготовлен редко встречающийся вариант шт.Б 1942 года. Дальнейшее использование этой модели по непонятным причинам было прекращено.

 

Вариант 3 – модель 1943 года.

Пантографировалась, предположительно, три раза:

- в 1943 году, и с использованием полученного мастер-штампа изготовлены шт.В и шт.Б 1943 года и шт. 1944 года. Все эти штемпели использовались для чеканки монет, по-видимому, в Краснокамске (в 1943 году - точно, а в 1944 году – возможно, хотя Никита Моисеенко однозначно утверждает, что в 1944 году 20-копеечные монеты чеканили только в Ленинграде);

- в 1945 году, и после исправления некоторых изъянов модели на образцовом штемпеле был изготовлен шт.Б 1945 года;

- в 1946 году, и после исправления некоторых изъянов модели на образцовом штемпеле был изготовлен штемпель 1946 года.

В 1945 и 1946 года штемпели, скорее всего, изготавливались опять в Ленинграде после восстановления производства на ЛМД.

 

Вот такой мне представляется картина изготовления и применения моделей реверса 20-копеечных монет в 1935-1946 гг.

 

                                                                                                                                                                                                  А.И. Широков

                                                                                                                                                                                      (г. Москва, shiraliv@mail.ru )

 

 

 



Hosted by uCoz