Тема

[ruscoins] Re:[ruscoins]Сдвоенности и др.

Дата

13.11.02 11:09

От кого

shiraliv <shiraliv@narod.ru>

       

Кому

<ruscoins@yahoogroups.com>

 

Добрый день всем!

>
>Я просмотрел свои монеты со "сдвоенностями" - не нашел ни "97 года
'завиток
>касается
>канта'" ни "98 года 'завиток не касается канта'".
>

Я тоже просмотрел и тоже не нашел.

>
>Александр, а что такое "промежуточный маточник"? Не мог бы ты рассказать,
какие
>этапы
>существуют в технологии изготовления рабочих штемпелей?
>Я где-то читал, что, вроде бы, должно быть примерно так:
>1. делается лепная форма "позитив" (из гипса?), в увеличенном масштабе
>2. с помощью пантографа и какого-то "хитрого" гравировального станка
>   делается несколько маточников - "позитивов".
>3. с этих маточников - "позитивов" при помощи пресса делают необходимое
>   количества рабочих штемпелей - "негативов".
>4. если надо - дорабатывают рабочие штемпели (набивка пунсонами даты
и/или
>   знака монетного двора, проточка "канта" и т.п.).
>
>Сюда я намеренно не стал вписывать процессы закалки/отпуска, шлифовку,
>гальванику и "пескоструйку", чтобы не опускаться до слишком (на мой
взгляд)
>"мелких" этапов технологии. И я не совсем понимаю термин "промежуточный
>маточник".
>

Николай! Все примерно так, как ты и описал. Только с гипсовой формы
делается с помощью пантографа не несколько, а один первичный (образцовый)
маточник. С его помощью изготавливается несколько образцовых штемпелей
(форм). С помощью этих образцовых штемпелей вновь делаются маточники. Их
может быть уже много, но для чеканки многомиллионных тиражей монет все
равно их количества может не хватить для изготовления достаточного числа
рабочих штемпелей, поскольку они быстро изнашиваются. Тогда этот процесс
продолжается: с помощью маточника делают промежуточные штемпели, а с их
использованием - промежуточные маточники, а далее - рабочие штемпели. 

То есть все это представляет собою своеобразную пирамиду, на вершине
которой находятся гипсовая форма и первичный (образцовый) маточник, а ниже
образцовые штемпели, каждый из которых порождает новые маточники, те в свою
очередь - штемпели (рабочие или промежуточные, если это нужно). И так
далее, пока не изготовят нужное количество рабочих штемпелей.

Примерно так это было описано Д.Мошнягиным и Н.Дашевским в статье
"Разновидности монет советского чекана" в "Советском коллекционере", №5.

На каждом этапе изготовления штемпелей или маточников каждый из них может
подвергаться индивидуальной граверной доработке. Это и является источником
мелких различий в деталях изображений, которые потом тиражируются на
штемпелях или маточниках более низкого уровня. Например, на многих монетах
1920-30-х годов многообразие по расположению "узелков" на стебельных
ободках было порождено тем, что на гипсовой форме, а, следовательно, и на
первичном маточнике их не существовало. "Узелки" были выгравированы на
более поздних маточниках, по-видимому вручную индивидуально на каждом.
Поэтому и получилось у них разное расположение. А вот разные варианты
штемпелей аверса на "копейках" 1970-80-х годов (шт.1.4 и 1.5 по Федорину),
по-видимому, возникли из-за того, что при изготовлении образцовых штемпелей
на одном из них (шт. 1.5) при подгравировке чуть более, чем на других,
удлинили одну из остей в гребенке. В результате получилась гребенка остей
без уступа. Этот образцовый штемпель и породил новую разновидность на
монетах многих лет чеканки.
Таких примеров можно привести множество.
Иногда по каким-либо причинам возникает необходимость в изготовлении
первичного маточника заново. Тогда со старой гипсовой формы вновь с помощью
пантографа переносят изображение на первичный маточник. При этом пантограф
настраивают вновь. Масштаб получается несколько другим, поэтому размеры
изображения на новом маточнике отличаются от тех, что были на старом.
Например, при изготовлении штемпелей для чеканки монет на Московском
монетном дворе была использована Ленинградская гипсовая форма, а первичный
(образцовый) маточник для ММД делали с нее заново. Поэтому и размеры
изображений на аверсах Ленинградских и Московских монет многих номиналов
при идентичности деталей изображения получились разными. Это мы уже
обсуждали применительно к "копейкам" и "двушкам". Но то же можно сказать,
например, и о "пятаках".

Вообще мне эта тема (изготовления штемпелей) представляется чрезвычайно
интересной. Скрупулезный анализ монет иногда позволяет выявлять некоторые
закономерности в применении штемпелей в разные годы чеканки. В этом смысле
штемпели аверсов монет, в основном, достаточно хорошо изучены и описаны в
каталогах. А вот на штемпели реверсов до сих пор не обращалось, на мой
взгляд, должного внимания. Если это монеты одного года чеканки, то различия
в штемпелях, в той или иной степени изучены. А вот если разных?
А между тем для штемпелей реверсов, по аналогии со штемпелями аверсов, тоже
можно говорить о некоторых типах и подтипах, которые использовались на
протяжении нескольких лет. На таких монетах все детали изображения, кроме
цифр даты, удивительным образом совпадают.
Взгляните, например, на реверсы "трешек" 1950-1952 г.г. с крупными зернами.
Легко видеть, что все они совершенно одинаковые (кроме цифр даты), вплоть
до того, что на всех у них число точек в "узелке" в направлении на "три
часа" три, а не две, как обычно это имеет место быть на 3-копеечных
монетах. Совершенно ясно, что первичный маточник для реверсов всех этих
монет был один и тот же, но без цифр даты. Цифры даты, по-видимому,
набивали на промежуточных штемпелях.
Подобные сходства штемпелей реверсов на монетах разных лет можно проследить
и для целого ряда других монет.
Я думаю, что систематизация штемпелей реверсов и наведение порядка в их
описаниях в каталогах еще ждет своих исследователей.




С уважением,
Александр Широков.


Hosted by uCoz